Битумная мастика холодного применения

Содержание

Готовим мастику и грунтовку

Мастика является универсальным гидроизоляционным материалом, широко используемым в ходе строительных работ. Данный материал представляет собой продукт переплавки битума, лишенный таких недостатков битума, как хрупкость при морозах и чрезмерная текучесть при сильной жаре. Мастика обладает достаточно вязкой консистенцией, благодаря чему на вертикальные поверхности ее можно наносить довольно тонким слоем. Со временем этот слой не оплывает.

Мастика своими руками

Чтоб сделать мастику самостоятельно, вам понадобятся:

  • куски чистого битума,
  • наполнители,
  • пластификаторы.

Допустим, вы хотите получить 10 килограмм готовой смеси. Тогда возьмите чистого битума 8,5кг, наполнителя 1кг (лесной мох или опилки, торф, минеральная вата, каучуковая крошка, асбест), пластификатора 0,5кг (отработанное масло). Мастику лучше всего варить в специальных котлах, оснащенных толстыми (не меньше 3мм) стенками, крышкой. Такие стенки позволят равномерно распределить тепло, чтобы битум не пригорел.

Правила варки

  • Котел можно загружать не более чем на 70%. В противном случае мастика может выплескиваться.
  • Котел необходимо установить не прямо на огне, а в стороне от него на подставке.
  • Лучше всего поддерживать температуру варки в пределах 190С. При более высоких температурах битум может разложиться.
  • Старайтесь не допускать перепадов температур – в итоге у вас получится однородная по составу мастика. Как узнать, что температура чересчур высокая? Очень просто. Первый признак перегрева – это появление желто-зеленых пузырей.

Процесс варки

  1. Перед началом варки крупные куски битума раскрошите на более мелкие, очистите их от грязи и песка.
  2. Весь процесс плавки битума должен протекать очень медленно, на протяжении примерно трех часов.
  3. Наполнитель должен быть измельчен, просушен и прогрет.
  4. Вводить наполнители и пластификаторы следует постепенно.
  5. Варящуюся смесь надо регулярно помешивать (при помощи лопаты), снимать с нее пену.
  6. После того, как пена опадет, и поверхность смеси станет полностью гладкой, можно добавлять пластификатор.
  7. Потом снова все хорошенько перемешивают.
  8. Все – мастика готова.

Срок годности

Варить мастику желательно непосредственно перед ее применением. Дольше, чем 24 часа, она храниться не может. В ходе использования мастика постоянно должна быть горячей (примерно около 120 ° С).

Грунтовка своими руками

На голые поверхности мастику не желательно наносить. Поверхности заранее надо наделить хорошей адгезией, для чего они очищаются от мусора и грунтуются. Грунтование обеспечит высокий уровень прочности нанесенного слоя мастики.

Состав грунтовки простой: раствор битума плюс бензин в пропорции один к трем.

Процесс приготовления

  1. Для того чтоб приготовить грунтовку, надо горячий (примерно 70 ° С) битум поместить в бензин.
  2. Битум кладут небольшими порциями и перемешивают до полного растворения.
  3. Чтобы избежать наличия твердых включений грунтовку можно отфильтровать через мелкую металлическую сетку.

Грунтовку надо наносить в два слоя (или в три слоя). Перед нанесением последующих слоев выжидают 10-15минут. Потом поверхности покрывают мастикой.

Преимущества использования антикоррозийной мастики и её недостатки

Применение антикоррозионной мастики, которая борется с ржавчиной и препятствует возникновению коррозии, оправдано по ряду причин.

  1. Одно из достоинств – достаточно низкая стоимость мастик. Любая антикоррозийная автомастика стоит дешевле, чем средства защиты активного типа. Если же сравнивать цены на разные виды мастик, то самые бюджетные варианты – это автомастики на основе битума и каучука. Мастики на основе полимеров и эпоксидных смол стоят дороже.
  2. Затраты на качественную мастику для обработки авто всегда меньше стоимости приобретения нового транспортного средства.
  3. Еще один довод в пользу приобретения антикоррозийной мастики для защиты кузова автомобиля – простота процесса нанесения средства на элементы конструкции. Это легко можно сделать из смотровой ямы гаража, не применяя специального оборудования и используя широкую кисть или шпатель.
  4. Если защитный слой стал трескаться, то его можно восстановить на повреждённом участке, не снимая для этого весь защитный слой. При этом должна использоваться антикоррозийная автомостика того же типа, который был нанесён ранее. Т. е. нельзя укладывать смоло-полимерную мастику на защитный битумно-каучуковый слой. Эти два типа составов плохо соединяются между собой и почти совсем не имеют сцепки.
  5. Если авто эксплуатируется при неблагоприятных условиях, подвергается резкому перепаду температур, достаточно скоро могут возникнуть проблемы с целостностью покрытия кузова. Автомобильная мастика препятствует появлению коррозии и трещин.

Средний срок эксплуатации, в течение которого держится защитное покрытие авто – около двух лет. Этот срок зависит от интенсивности эксплуатации автомобиля и качества дорожного покрытия.

При проведении некоторых видов строительных и ремонтных работ требуется защита конструкции от воздействия влаги. Существует множество материалов, выполняющих данную функцию, в состав которых входит известный многим компонент – битум. Наиболее функциональным и технически обоснованным является использование такого сложного состава, как резино-битумная мастика.

Основным предназначением мастики является изоляция поверхности, благодаря образованию на ней эластичной непроницаемой для воды пленки, хорошо защищающей покрываемый ею материал от процессов гниения и коррозии. Компоненты, содержащиеся в резино-битумной мастике, определяют ее свойства и предназначение. Основой данного материала чаще всего является нефтяной битум.

Раньше битум использовался очень часто в качестве гидроизолирующего материала для защиты строительных конструкций. Его повсеместное распространение было оправдано невысокой ценой нефти, ведь битум является продуктом ее переработки. Но со временем защита поверхностей материалом, в составе которого находился только битум, стала не очень выгодна, да и слой, образовывающийся на поверхности, не отличался устойчивостью к перепадам температур. Поэтому производители разработали несколько составов на основе битума.

Современная резино-битумная мастика изготавливается согласно ГОСТу, где, помимо битума, в составе присутствуют мелкодисперсная резина, растворитель и наполнитель.

  • Резина и битум являются основными компонентами в составе, определяющими технические характеристики мастики. Благодаря резине покрытие на поверхности не плавится под воздействием высокой температуры, и в нем не образуются трещины при низкой.
  • Наполнители придают составу дополнительную прочность к воздействию химических веществ и стойкость к УФ лучам. В качестве наполнителей могут использоваться такие материалы, как базальтовая вата, известь, асбест, зола, измельченный кварц и даже кирпичная пыль.
  • Растворитель в составе мастики играет важную роль, именно благодаря ему состав приобретает необходимую консистенцию, а после нанесения слоя близкую к первоначальной вязкость. Скорость испарения зависит от удельного веса растворителя: чем он легче, тем меньше его требуется и тем быстрее он испаряется из состава. Наличие растворителя в составе значительно облегчает и способ нанесения. Холодная мастика не требует подогрева перед нанесением слоя на поверхность, как при горячем способе, ее нужно лишь перемешать и добавить при излишней вязкости немного растворителя.

Виды составов

На виды мастика делится по своим свойствам, входящим в состав компонентов.

Гидроизоляционная

Гидроизоляционное средство делится на твердое, пластичное, эластичное. По быстроте просыхания делятся на быстросохнущую, высыхающую, невысыхающую.

Такой материал удобен в нанесении, применении, что уменьшает потраченное на гидроизоляционные работы время. Еще положительной стороной выступает его доступность.

Стоит учитывать добавки из натуральных, органических смол, синтетические добавки, каучук натуральный, присадки.

При использовании метода горячей битумной гидроизоляции, смола распространяется в жидком состоянии по плоскости при помощи канатной швабры.

Перед применением битумные куски подогреваются до температуры плавления. При этом начинают появляться все свойственные изоляционные качества материала.

Если проводятся объемные работы, то требуется постоянный подогрев материала, иначе по истечении времени он станет снова вязким, а затем затвердеет.

При холодной гидроизоляции используются готовые битумные смеси. Работы проводятся по сухой, очищенной плоскости.

Полимерная

Битумно полимерная мастика используется для обработки швов, стыковых частей двух плоскостей, заделываются зазоры, трещины, пузыри.

Преимущества выражены легкостью нанесения, сцепливаемостью с различными строительными плоскостями, при просыхании не выделяются токсические соединения, не происходит вздутия при воздействии влаги.

Такой вид средства производится на основе нефтяного битума (черная, вязкая масса), который защищает поверхность от распространения ржавчины, грибковых образований.

Обладает техническими характеристиками:

  • Гибкость, густоту.
  • Размягчение наступает при повышении температуры до 80 градусов.
  • 65% – содержание летучих веществ.
  • 0,4% от массы – поглощение влаги за сутки.

Полимерный материал выпускается двух видов:

  • Однокомпонентный – нанесение предусмотрено сразу после вскрытия тары.
  • Двухкомпонентное – нанесение предусмотрено после активации массы при помощи определенного ингредиента.

Если участок маленький, то распространение по нем мастики производится кистью либо прорезиненным шпателем. Для этого плоскость должна быть тщательно очищена от загрязнений, масса хорошо перемешивается.

Работы проводятся в средствах ИЗ и вдали от огня.

Каучуковая

Каучуковая мастика – удобный гидро- пароизоляционный материал для кровли, перекрытий. В состав включены антисептики, гербициды, наполнители.

Восстановительные свойства получены благодаря гибкости, способности растягиваться. Основой производства выступает битумная мастика в качестве пасты, минеральные наполнители, синтетические смолы.

Универсальная

Универсальное средство включает в состав разные виды наполнителей, на вид представлена однородной массой. Применяется с целью устранения, нераспространения ржавчины, при работах на крыше, с гидроизоляцией.

Также выступает как клеящее средство для большинства строительных материалов.

Термостойкая

Термостойкий битумный материал используется в промышленности для кладки, которая эксплуатируется при температуре 1300-1500 градусов.

Применяется для склеивания и гидроизоляции огнеупорных строительных материалов.

При нанесении температура плоскости должна иметь предел 5-140 градусов, температура воздуха – 15 градусов, толщина шва не более 2мм.

Масляная

Масляная мастика производится на основе битумно-масляных компонентов, пластификаторов, растворителей и пр. Предназначена для изоляционных работ с фундаментами зданий, сооружений, обработки против ржавчины конструкций, находящихся в земле, воде.

Состав полностью готов к применению, только требуется предварительное перемешивание. Наносится на тщательно очищенную плоскость. Работы проводятся в средствах ИЗ и вдали от открытого огня.

Битумная мастика ГОСТ

По ГОСТ битумная мастика должна соответствовать свойствам:

  • Легкость в использовании.
  • Сцепливаемость со строительными поверхностями в горизонтальном и вертикальном положении.
  • Образовывать гибкое покрытие.
  • После отвердевание отсутствие растрескивания.
  • Долговечность.
  • Отсутствие растекаемости, усадки.
  • Термостойкость.
  • Влагостойкость.

Описание и назначение битумной мастики

Мастика – пастообразная смесь черного или темного цвета на базе битума. Получают состав отгонкой нефти и модификацией остатков переработки. В смесь добавляют различные вещества, улучшающие его технические характеристики.

Основное неудобство при работе с природным битумом – необходимость нагревать вещество и наносить в горячем виде. Мастику можно накладывать в холодном виде, так как она дольше сохраняет пластичность и более устойчива к низким температурам. Получают эти свойства, добавляя к битуму следующие соединения:

  • пылевидный асбест, порошок из кирпича или известняка – эти твердые компоненты обеспечивают большую прочность и твердость застывшего слоя;
  • молотый асбест, мел, торфяная крошка – загустители, сообщающие вязкому составу объем;
  • волокнистые наполнители, сообщающие покрытию стойкость к изгибу и растяжению.

Пробовали работать со строительной мастикой?Да50%Нет0%Планирую50%Проголосовало: 4

По исходному составу различают несколько видов мастики.

  • Обычные – не включат модифицирующих ингредиентов. Используются для покрытий, эксплуатируемых при стабильной температуре без сильных холодов или жары.
  • Битумно-полимерные – отличаются высокой степенью адгезии и хорошей водостойкостью. Степень полимеризации при затвердевании здесь выше, что позволяет создать более надежное покрытие.
  • Резинобитумные – обладают антикоррозийными свойствами. Применяются для гидроизоляции металлических конструкций.
  • Каучуковые – жидкая резина. Отличается самой высокой эластичностью и долговечностью.

ВалераГолос строительного гуру Задать вопрос Изготавливаются мастики на разных растворителях. Вариант на водной основе самый жидкий и самый безопасный. Он не имеет резкого запаха и намного дольше сохнет. Однако для работы при низких температурах он не годится. Смесь с добавлением органических растворителей делает материал более водостойким. Мастика на жидком органическом растворителе наиболее надежна.

В отличие от битума, мастика не нуждается в предварительном разбавлении. Это готовый продукт, который можно сразу использовать.

Свойства и характеристики

Физико-механические характеристики битумной мастики зависят от ее состава. Однако по большинству показателей все смеси делят на 2 основные группы – горячего и холодного применения.

Мастика горячего применения при нанесении сначала нагревается до +150°С. Это первый аналог, который стали использовать вместо битума. Сейчас он применяется очень редко, обычно для того, чтобы приклеить рулонный кровельный материал к основанию.

Мастику наносят только на горизонтальную поверхность, поскольку она растекается. Толщина слоя не более 2 мм. К плюсам относится высокая прочность такого слоя, эластичность и полное отсутствие усадки.

Битумная мастика холодного нанесения используется гораздо шире. Ее не нужно нагревать, она готова к применению. Смесь слабо растекается, поэтому ее можно брать для гидроизоляции горизонтальных и наклонных поверхностей.

Холодная мастика пожаробезопасна, применяется даже при работах на холоде. При очень низкой температуре смесь нужно прогреть до +30–+40°С. Состав применяют как кровельный материал, как обмазочную гидроизоляцию, как заполнитель и герметик для швов и стыков.

Сравнительные характеристики битумной мастики холодного и горячего применения приведены в таблице.

Холодная мастика на растворителях Холодная мастика на водной основе Мастика горячего применения Битум
Параметры Кровля Фундамент Кровля Фундамент Кровля Фундамент
Толщина 1 слоя, мм 1,0 0,5-1,0 1,0 0,5-1,0 2,0 1,0
Расход на 1 слой, кг/м2 1,0-2,0 1,0-1,5 1,5 1,0-1,5 2,0-2,5 1,0
Сколько сохнет при 20 °C и влажности 50%, часов 24 24 5 5 4 24
Температура, при которой можно производить работы, °C От -10 до +40 От -10 до +40 От +5 до +40 От +5 до +40 От +5 до +40 От +5 до +40
Влажность основания не более, % 4 4 8 8 4 4

Какая битумная мастика подходит для ремонта?

Но современный строительный рынок предлагает большой выбор самых разных битумных мастик, которые отличаются по своему составу. Условно битумные мастики, которые используют для кровли, делят на такие виды.

Мастика холодного применения

Это однородный состав, уже готовый к использованию. По желанию вы его можете разбавить различными растворами, и быстро использовать, пока сам раствор не испарился и мастика не вернула свои первоначальные свойства.

Холодная битумная мастика – спасение для кровли, когда нужно решить проблему в максимально сжатые сроки. Причем такая мастика универсальна и подходит практически для любых покрытий. А ведь и подготовительных работ для нее не нужно – ни костра, ни газовой горелки.

Плюс самый удивительный момент: холодную мастику разрешено наносить даже на мокрое покрытие! Это – идеальный вариант, когда нужно срочно остановить протечку в крыше.

Отметим, что некоторые виды холодных мастик все же нужно немного подогреть – всего до 30-40°С.

Мастика горячего применения

Использовать битумную мастику можно как готовую, прямо с магазинных полок, так и делать ее самому.

Эту мастику нужно разогревать до 150-180°С

Здесь важно соблюдать все правила техники безопасности, ведь наносить такую мастику на ремонтируемые места нужно только в горячем виде. Зато, как только мастика остынет, она приобретет нужную вам форму. Готовить битумную мастику на самом деле не сложно:

Готовить битумную мастику на самом деле не сложно:

Шаг 1. Разжигаем хороший костер.
Шаг 2. Кладем по бокам два обычных кирпича.
Шаг 3. Берем любое старое ведро и кладем туда кусок битума.
Шаг 4

Осторожно помешиваем, чтобы не расплескался.
Шаг 5. В несколько слоев замазываем трещину или дырку

И отличная замазка для ремонта крыши получается из горячей битумной мастики, которую готовим из опилок и сухого песка. А приготовить такую мастику вы можете самостоятельно, только все делайте аккуратно:

Но даже в готовую битумную мастику вы можете по желанию вносить свои добавки, модификаторы и растворители. Так, для ремонта кровли на наклонной плоскости, чтобы нанесенная мастика не стекала, добавьте загуститель, а если мастика слишком густая для горизонтальной поверхности и «не заталкивается» в трещину, используйте растворители.

Мастика на водной основе

Такой вид битумных мастик относится к самым экологичным. Такая мастика более безопасна и проста в нанесении, и в нее входит куда меньше токсичных веществ.

Битумная мастика с добавками и наполнителями

Сегодня в самую обычную битумную мастику добавляют и пластификаторы, и минералы, и самые разные связующие, чтобы изменить ее свойства в нужную сторону. И это хорошо, ведь для ремонта одной и той же кровли вам в разное время может понадобится:

  • достаточно густой состав, чтобы заделать дыру;
  • достаточно жидкий, чтобы изолировать края листов;
  • особо пластичный, чтобы скрепить две половинки растрескавшегося шифера.

Поэтому давайте рассмотрим каждый вид по отдельности, а вы уже определитесь, какой на данном этапе нужен вам:

Каучуковые и полиуретановые битумные мастики

Рекордсмены в плане эластичности – битумные мастики с каучуком и полиуретаном. Их защитная пленка, которая образовывается во время ремонта, способна растягиваться без разрывов в 20 раз!

https://youtube.com/watch?v=vRR9wSMKA_I

Битумно-латексная мастика

Еще один относительно новый вид битумной мастики – битумно-латексная. В ее состав добавлены разные синтетические связующие вещества и минеральные наполнители. Говоря простым языком, это битум и латекс, которые обогащены такими наполнителями, как асбест, волокна минеральной ваты и модификаторы. Чем лучше обычной битумной мастики? Такая ремонтная смесь обладает не только прочностью, но и более высокой водонепроницаемостью.

Битумная мастика с масляным растворителем

А вот битумная мастика с масляным растворителем и вовсе не твердеет. Но ее есть смысл использовать для ремонта только тех кровельных элементов, которые подвержены постоянной вибрации. Дело в том, что битумно-масляная мастика вообще не образует жесткую пленку, зато никогда не растрескивается, пластична и в любых условиях сохранят целостность защиты.

Битумно-резиновая мастика

И, наконец, довольно известная среди обывателей битумно-резиновая мастика. Ее активно используют для автомобилей, но и для ремонта кровли это – замечательный вариант. Такая мастика отличается особой стойкостью к растяжениям, ударам и вибрации. А, самое главное, еще и сцепляется с любой поверхностью!

А теперь – о том, что делать со всеми этими мастиками и как именно ими ремонтировать самые разные кровельные дефекты.

Вопросы качества: почему иногда мастики не застывают

Наверняка вы слышали о том, с какими проблемами сталкиваются кровельщики: порой мастики не сохнут вообще, трудно наносятся, издают невыносимый запах и стекают.

Все дело в том, что в нашей стране все битумные мастики условно делят на три ценовых сегмента. По сути, все характеристики битумной мастики напрямую зависят от того, в какой ценовой политике она находится, и кто ее производитель.

Премиум-сегмент, в который входят продукты от отечественного и иностранного производителя, это качественные мастики, долговечные и морозостойкие. Часть из них даже модифицированы SBS-каучуком. Быстро высыхают и отлично держатся, потому что изготовлены на основе битума марки не ниже БН 70/30.

К слову, чтобы вы немного разбирались в качестве приобретаемой мастики, подскажем вам расшифровку этого значения: 70 означает теплостойкость (температуру размягчения), а 30 – то, при какой температуре в мастику способна проникнуть игла (механическая стойкость). И, наконец, мастики премиум-класса содержат относительно нетоксичные нефтяные растворители.

Битумные мастики среднего ценового сегмента сегодня выпускают семь российских производителей. Откровенно говоря, это мастики среднего качества на основе битума, начиная с марки БН 50/50, изредка с добавками каучука. В них используются дешевые нефтяные растворители, а потому обработанная ими поверхность будет сохнуть 24-72 часа на каждый слой. И именно от этих мастик идет неприятный резкий запах.

Но совсем негативную репутацию получили самые дешевые мастики, которые, как говорится, бросают тень вообще на весь сегмент битумной гидроизоляции. Они вообще не отвечают ни одному требованию ГОСТов, и похожи на обычные мастики только цветом.

Именно эти мастики почти не сохнут и совершенно бестолковы в качестве ремонтного материала. Впрочем, у них тоже есть своя сфера применения. Изготавливают такие мастики всего из одной фракции нефти, называемой гудроном, а в качестве добавки доливают немного настоящего строительного битума.

В итоге такая мастика даже после отверждения стекает с поверхность с углом наклона 30°, сохнет больше недели и все равно остается липкой, и каждый сезон требует своего обновления. Поверхности дешевые мастики вообще не склеивают, токсичны и издают ужасный запах.

А самое печальное в том, что если вы решите обработать все заново другой мастикой, эту придется соскабливать вручную до нуля. Почему нельзя оставить? Дело в том, что у плохих мастик такая же скверная адгезия, и заливка нового покрытия не заполнит полости под старым.

Вот как выглядит такая мастика через год после нанесения:

К кровельной битумной мастике предъявляются повышенные требования по морозостойкости и атмосферостойкости. Вот почему эту категорию специально дополнительно модифицируют таким эластомером, как SBS – бутадиен-стирольным каучуком.

Это позволяет мастике не растрескиваться со временем, особенно в периоды мороза. Учитывают ли все эти особенности производители дешевых мастик? Вряд ли.

Применение

Эффективность антикоррозионного покрытия связана с его способностью противостоять влаге. С течением времени эта особенность теряется и даже минимальное проникновение влаги является достаточным для появления коррозии на стальной поверхности и под ней. Потребуется минимум два слоя после окончательного высыхания первого.

Состав используется:

  • для заполнения трещин;
  • для ударной и вибрационной абсорбции;
  • для складов, зернохранилищ, наплавки мостовых палуб, дорог, пешеходных дорожек и установок по розливу СНГ;
  • в качестве влажного защитного материала для подземных резервуаров, подвалов;
  • в качестве базовой подкладки для получения напольных покрытий таких, как линолеум, гибкие листы из ПВХ, резиновые и кислотостойкие плитки;
  • в качестве материала полов для гальванических цехов, отделов обработки химикатов, промывных секций и водосточных желобов;
  • в установках для удобрений, вискозы или водоочистки и других химических заводах, где ожидается непрерывный или частый контакт с разбавленными стоками.

Она используется для наполнения и герметизации стыков, баллов, образующихся в точках сборки бетона, деревянных конструкций и кирпичной кладки. Применяется и для тонких отверстий, адгезии битумных мембран, поверхность которых покрыта кварцевым песком.

Мастичный асфальт представляет собой тип поверхности, состоящей из подходящего градуированного минерального и асфальтового цемента. Когда материал нагревается, то он находится в жидкой форме, а в процессе остывания постепенно затвердевает.

Выпускается для удовлетворения различных промышленных потребностей в соответствии с техническими характеристиками продукта. Битумная мастика – это пластмассовое соединение, которое обеспечивает эффективное уплотнение между материалами.

Плоские крыши с асфальтом в качестве гидроизоляционного слоя являются обычной практикой в ​​Великобритании и Франции. Он является безвредным, водонепроницаемым и устойчивым к росту корней, поэтому состав подходит для использования в качестве защитного слоя на плоских поверхностях.

Применение на террасах в качестве гидроизоляции, для защиты помещений, расположенных под ними, часто реализуется совместно с теплоизоляцией.

Для балконов материал можно оставить в естественном состоянии или окрасить. Мастичные покрытия легко чистятся. Они требуют небольшого технического обслуживания и могут быть использованы уже через три-четыре часа.

Классификация битумных мастик

1. По технологическим особенностям применения

В зависимости от диапазона температур, при которых происходит размягчение и твердение битума, различают мастики горячего и холодного применения. Первые перед нанесением разогревают до +160 С. Битум при такой температуре переходит в пластичное состояние, а после нанесения на изолируемую поверхность твердеет.

В холодной мастике битум смешан с растворителем. Поэтому он не нуждается в подогреве, а твердеет после испарения растворителя.

По способу приготовления битумные мастики холодного твердения делят на:

  • однокомпонентные
  • двухкомпонентные

Однокомпонентная битумная мастика для гидроизоляции фундамента может использоваться сразу после раскупорки емкости. Это удобно для работы, но не для хранения. Открыв такую мастику, ее нужно полностью выработать. В противном случае она затвердеет и станет непригодной к нанесению.

Двухкомпонентный состав сначала нужно подготовить, добавив загуститель к битумной композиции и хорошо перемешав составляющие. Это требует времени, зато позволяет избежать неоправданных потерь

Немаловажно и то, что срок хранения двухкомпонентных мастик в несколько раз больше, чем однокомпонентных

2. По виду эластичных добавок

В зависимости от вида добавок, улучшающих эластичность и прочность мастик, гост делит их на резино-битумные, полиуретан-битумные, битумно-латексные, битумно-каучуковые и битумно-масляные.

Каждый из перечисленных составов это одна и та же битумно-полимерная мастика, свойства и способ нанесения которой отличаются не существенно. Резина и каучук, латекс и полиуретан создают однородное гидроизолирующее покрытие, устраняя два главных недостатка нефтяного битума – текучесть при высоких температурах и образование трещин при низких.

Между собой битумные мастики отличаются по прочности и эластичности образуемой пленки, а также температурным режимом эксплуатации.

Например, битум с полиуретаном или каучуком является рекордсменом эластичности. Образуемая им защитная пленка может увеличить первоначальную длину почти в 20 раз, не образуя разрывов.

Исключением является битумная композиция, содержащая масляный растворитель. Это нетвердеющая мастика. Она идеально подходит для изоляции подземных коммуникаций, подверженных постоянному воздействию грунтовых вод и вибрационных нагрузок.

Клейкая битумно-масляная мастика не образует жесткую пленку, поэтому не растрескивается и сохраняет целостность изоляции. Эта однокомпонентная мастика не боится мороза до -50С и выдерживает нагрев до +80С. Однако, для кровельных работ, где требуется прочная защитная мембрана, она не подходит. Здесь господствуют битумно-полимерные составы, твердеющие на воздухе.

Эластичная резино-битумная мастика раньше преимущественно использовалась для автомобильных кузовных работ. Она прочно сцепляемся с любой поверхностью (даже с открытым металлом), не боится вибрации, ударов и растяжений. Температурный режим применения у нее очень широк (от -40С до +100С).

Работать резино-битумной изоляцией можно по любым поверхностям: древесине, металлу, бетону и кирпичу. Как и другие битумные мастики ее можно использовать как основу для наклеивания рулонной гидроизоляции. Сохнет она около 24 часов, а максимальную прочность набирает через 7 дней.

Аналогична по своим свойствам холодная битумно-каучуковая мастика, обладающая высокими эксплутационно-технологическими характеристиками:

  • Не требует проведения огневых работ
  • Оптимальна для обработки сложных профилей, стыков, примыканий и переходов разных поверхностей
  • Образует однородное и ровное покрытие
  • Биоцидна и антисептична
  • Имеет высокую теплостойкость (до +100С), морозостойкость (до -60С) и адгезию к наклонной поверхности (до угла 45°)
  • Срок службы достигает 25 лет.

Битумно-каучуковый мастичный состав можно применять как для мелкого, так и для среднего ремонта кровельных покрытий, гидроизоляции бетонных емкостей, подвалов, санузлов и балконов.

Недорогая битумно-латексная мастика производится путем смешивания нефтяного битума с эмульсией синтетического каучука (латекса). Она проста в нанесении, хорошо удерживается на основании, устойчива к воде и агрессивным веществам. Эластичность у данной гидроизоляции сохраняется плоть до температуры -35 С, а текучесть наблюдается при нагреве выше +80С.

Наносится латексный мастичный состав без предварительного нагрева. Им можно изолировать любые виды строительных конструкций, а также клеить рубероид, фанеру и утеплитель.

Нанесение разбавленной мастики

Гидроизоляция наносится со стороны давления воды, то есть с внешней стороны. Перед нанесением состава изолируемую поверхность необходимо подготовить. Сюда входят следующие операции:

  • скругление острых граней;
  • выполнение галтелей в местах переходов плоскостей;
  • сбивание гребешков, появившихся в местах стыков опалубки;
  • очистка от мусора;
  • отшелушивание отпадающих частичек;
  • сушка поверхности.

Влажность является важным показателем при нанесении гидроизоляции. При нанесении всех видов мастик (кроме эмульсионной) влажность поверхности должна составлять не более 4%. Её можно определить либо с помощью влагомера, либо плотно прижав к поверхности лист полиэтилена на несколько дней. Если на плёнке не образуются капли конденсата, поверхность готова к нанесению изоляции.


Влажность бетона проверяют специальным приборомИсточник beton-house.com

На подготовленную поверхность предварительно наносится грунтовка, называемая битумным праймером. Она улучшает сцепление мастики с укрываемой поверхностью. Праймер представляет собой растворенный в органических растворителях нефтяной битум. Чтобы приготовить грунтовку, необходимо расплавить куски твёрдого битума в бензине или отработанном масле при температуре 180-200 °С, постоянно помешивая смесь. Приготовленную грунтовку остужают и наносят на изолируемую поверхность. Однако, лучше приобрести готовый состав, чем разбавить праймер битумный самостоятельно.

Праймер необходимо использовать, если основная поверхность не позволяет качественно нанести гидроизоляцию непосредственно на кровлю или фундамент. После высыхания грунтовки можно обмазывать поверхность битумной мастикой. Её следует наносить параллельными слоями равномерной толщины в направлении снизу-вверх. Для нанесения используются кисти, валики или краскопульт. Если поверхность ровная, для обмазки можно применить широкий шпатель.

На поверхности большой площади рационально использовать широкий шпательИсточник kraski-net.ru

Обычно мастика наносится в 2-4 слоя. Новый слой наносится только после полного высыхания предыдущего. Толщина гидроизоляции для фундамента глубиной залегания до 3 метров должна быть не менее 2 миллиметров. Чтобы продлить срок службы изоляции в местах изгибов рекомендуется проводить армирование. Для этого в проблемное место в первый слой мастики укладывается стекловолокнистый листовой материал или геотекстиль и вкатывается в него валиком. Лист должен быть таких размеров, чтобы он выступал с обеих сторон не менее 100 мм. Последующие слои наносятся только после полного высыхания.

Расход мастики и влияние на приготовление

Точный расход состава будет зависеть от количества слоев, которые планируется выполнить. Также на расход влияют конкретный вид работ, тип основания, толщина каждого слоя. Чаще всего битумные мастики применяют для гидроизоляции кровли. В этом случае толщина слоя может составить 10 мм, а расход будет равен примерно 16 кг на квадратный метр.

Для защиты водопровода или иных труб от ржавления, воздействия воды, агрессивного влияния окружающей среды мастику разводят маслом и наносят 2 слоя состава. Если нужно заделать средством мелкие трещинки и поры, разводят его сильнее, так как жидкая масса лучше проникает в поры. При необходимости в быстрой сушке мастику разбавляют соляркой, которая скорее испаряется, но такой растворитель не подходит для последующего окрашивания поверхности.