Содержание
Сборка конструкции: технология, нюансы, тонкости работы
Как сделать дренажную яму? Для оборудования ямы понадобятся: непосредственно покрышки (от легковых или грузовых автомобилей, трактора, автобуса и т.п.), болты и гайки, ножовка по металлу и лобзик, герметик силиконовый, пластиковые трубы (Ø100 мм).
Как обычно все начинается с замеров и земляных работ. Измерьте диаметр и высоту каждой покрышки, после чего высоту умножьте на количество покрышек (обычно не более 10 штук) и вы узнаете необходимую длину котлована. В ширину котлован придется копать немного больше, чем диаметр покрышек, чтобы не только изделия свободно поместились на дно, но и можно было качественно произвести обратную засыпку щебнем.
Котлован для выгребной ямы
Как копать котлован — зависит от вас. Если не желаете провести несколько дней с лопатой, наймите экскаватор. Форма котлована также не принципиальна, главное, чтоб были соблюдены размеры и стенки были ровными, а дно наоборот — имело скос относительно горизонтали. Траншеи для труб копаются с учетом уклона (2-4 см/1 м) и последующей теплоизоляции.
После того, как котлован готов, следует буром просверлить в почве скважину, проходящую сквозь все имеющиеся водоносные слои в почве. В скважину вставляем трубу с высверленными отверстиями (дренажная труба), оставляя конец трубы на один метр над уровнем дна котлована. Затягиваем дренажную трубу мелкоячеистой сеткой.
Схема выгребной ямы
На дно котлована необходимо засыпать от 20 до 30 см крупного гравия — дренажную подушку.
Покрышки в котлован следует опускать по одной, попутно срезая внутренний металлический корд, соединяя соседние покрышки болтами и проклеивая стыки герметиком. Последняя (верхняя) покрышка должна находиться над поверхностью почвы примерно на 30-50 см. Это предотвратит проникновение талых вод в выгребную яму.
Установка конструкции в котлован
Чтобы произвести подключение трубопровода к выгребной яме, в стенке покрышки необходимо лобзиком и ножовкой по металлу прорезать отверстие Ø100 мм, вставить в него трубу, обработать место стыка силиконовым герметиком.
Подведение канализационной трубы к выгребной яме
Остается обернуть внешнюю сторону покрышек рубероидом и произвести обратную засыпку щебнем и грунтом.
Обратная засыпка выгребной ямы из покрышек
Не забудьте оборудовать выгребную яму перекрытием с крышкой и вентиляционной трубой, чтобы неприятный запах не распространился от вашей ямы по всему участку. Если же выгребная яма строилась из соображений оборудования только уличного туалета, то необходимость в крышке и подводящей сливной трубе от жилого помещения отпадает.
Оборудование перекрытия над выгребной ямой
Если вы задумали сделать выгребную яму с переливом, то по аналогичной технологии выкопайте котлован для двух стопок покрышек, произведите заливку бетона под первой стопкой и укладку щебня под второй. Соедините обе стопки патрубком, расположенным в центре конструкции. Произведите обратную засыпку и установку перекрытия и вентиляции.
Материалы и инструменты, необходимые для строительства канализации из покрышек
В том случае если владелец частного участка не может позволить себе установку дорогостоящей канализации, он может прекрасно справиться с этой задачей, используя подручные материалы, которые, как правило, имеются в наличии у любого домашнего мастера. Для устройства септика отлично подойдет старая автомобильная резина или покрышки.
Этот материал не так сложно найти, он имеется в наличии на предприятиях, которые списывают покрышки и шины за ненадобностью. Кроме того, можно найти в интернете объявления частных лиц. Самый оптимальный вариант – обратиться на шиномонтажную станцию. Там старых шин от различных автомобилей будет в избытке, и владелец сервиса может отдать сильно изношенные покрышки бесплатно, тем самым сэкономив на их утилизации.
Как уже было замечено ранее, использовать можно любые покрышки. Конечно, никто не будет приобретать новый материал для постройки отстойника, и это правильно. Изношенные изделия ничуть не хуже подойдут для септика и никак не деформируются, находясь в грунте. Как известно, резине не гниет и не реагирует на агрессивную среду.
Чтобы обрезать трубы из полипропилена, можно взять обычный, хорошо наточенный охотничий нож. Жидкий битум потребуется, чтобы создать непроницаемость участков, где соединяются элементы, а также вводится труба. Из всех возможных средств, он больше всего подходит к материалу автопокрышек.
Стоит запастись песком, неважно каким. Он отлично подойдет, чтобы закопать котлован, в котором уже будет установлен септик и траншея с трубами. Также для подобной работы подойдет «родной» грунт, который остался после рытья котлована и траншей
Однако он подойдет только при условии, что в нем не содержится прослоек рыхлой почвы с повышенной концентрацией песка и глины
Также для подобной работы подойдет «родной» грунт, который остался после рытья котлована и траншей. Однако он подойдет только при условии, что в нем не содержится прослоек рыхлой почвы с повышенной концентрацией песка и глины.
Дренажный слой также нуждается в засыпке. Для этой цели подойдет щебенка «калибром» от 5 до 20 мм. Засыпать надо около 1 метра. Не обязательно использовать для засыпки дорогостоящий щебень, подойдет любой бюджетный вариант. Для скрепления покрышек используются пластиковые хомуты, но можно взять вместо них обычную проволоку.
Сколько потребуется материалов
Количество труб определяется расстоянием, лежащим между септиком из шин и домом. Желательно брать изделия с запасом, поскольку во время строительства они могут быть деформированы. Также понадобится еще одна труба, чтобы соединить между собой обе емкости септика.
На два колеса требуется пять хомутов, поэтому следует ориентироваться на эти данные, покупая материалы. Если вместо них брать вязальную проволоку, достаточно будет 1-2 метров. Для защиты от влаги понадобиться кусок резины и один рулон рубероида.
Соединение отстойника с колодцем
В шинах вырезают отверстия под трубу. Выводящее отверстие из отстойника располагают уровнем ниже, чем расположена сливная труба, идущая от здания. Трубу кладут в горизонтальной плоскости либо, соблюдая небольшой уклон (до 20 градусов).
Канализацию снаружи здания надо оборудовать вентиляцией. Трубу для нее устанавливают через крышку колодца для фильтрации. Лучше, если канализация будет иметь две трубы вентиляции: в трубе около выхода из дома, также на крышке колодца.
Зазоры между котлованом и шинами засыпают песком. Землю надо плотно приминать с помощью столбика из дерева. Почва в яме осядет, как пройдет первый дождь, и ее надо будет подсыпать. Далее можно ненужную землю с участка убрать, применяя тачку либо ведро. Вырезают крышку для септика из стального листа с помощью болгарки. Прослужит септик около пятнадцати лет. Очистные мероприятия надо будет проводить по мере наполнения емкости нечистотами.
Как рассчитать материал, необходимый для монтажа септика
Емкость закапывают на глубину до трех метров. В итоге получается конструкция из шин с крышкой, которая имеет или не имеет дно. Глубина септика делиться на ширину колеса. Как правило, хватает двух камазовских покрышек, и 7 штук от Кировца. Сколько понадобится труб, считают от удаленности септика от жилого здания. Общее расстояние делят на 3, потому что самая длинная труба для канализации равна трем метрам. В результате деления получится число, равное трубам. Дополнительная труба нужна, чтобы соединить камеры очистного сооружения.
Понадобятся хомуты для соединения покрышек, пять на пру шин, либо вязальной проволоки около двух метров. Чтобы обеспечить гидроизоляцию, приобретают резину площадью 1 м2. Рубероид в одном рулоне, чтобы провести гидроизоляцию корпуса. Для дренажа надо две тонны щебенки либо песка. Остатки дренажного материала пойдут на обсыпку септика.
Как построить?
Для работ потребуются такие инструменты и материалы:
совковая и штыковая лопата;
- нож для резки резины;
- электрический лобзик;
- канализационные трубы;
- проволока для крепления деталей конструкции;
- крышка (люк) подходящего диаметра;
- песок для обсыпки, но можно использовать обычный грунт;
- покрышки в количестве 5-7 штук (столько потребуется для обслуживания двух-трёх человек).
Поэтапный монтаж выглядит следующим образом:
- Производится разметка под обе секции септической системы. Для этого покрышку размещают на земле и отмечают периметр.
- Выкапывается общая яма с небольшим запасом для обеспечения свободного хода при опускании покрышек. Дно котлована можно засыпать песком, глиной (обеспечивается дополнительная герметичность) или залить бетоном (такое основание препятствует деформации при пучении грунта).
- Подготавливаются детали конструкции – у каждой покрышки лобзиком снимается верхняя часть, что обеспечивает максимально ровную поверхность стен (нечистотам будет не на чем задерживаться).
- Шины поочерёдно опускаются в яму и связываются проволокой. Дополнительной герметичности можно добиться, смазав стыки клеем для резины.
- Между колодцами устанавливается переливная труба (примерно в двух третях от дна конструкции).
- Канализация подключается к первому колодцу. Для этого в покрышке вырезается отверстие. Для подключения используется резиновая муфта и герметик.
- Котлован засыпается грунтом или песком. Засыпка тщательно утрамбовывается по периметру сооружения.
- Сверху устанавливается крышка. Это может быть люк из полимера, железная или деревянная крышка.
- Вокруг обустраивается подъездная площадка на случай вызова ассенизаторов. На этом строительные работы считаются завершёнными.
А чтобы избавиться от неприятного запаха, необходимо установить фановую трубу. Чем ближе канализационный сток к жилым строениям, тем выше должна быть труба. Также многое зависит от господствующих ветров в конкретной местности. Сооружение лучше располагать так, чтобы ветер уносил запах в сторону от дома.
Ошибки, допущенные при монтаже, бывают такими:
- не соблюдается уклон основного трубопровода – отходы медленно стекают, труба засоряется;
- не соблюдается уровень между входящей и выходящей трубой – переливная труба должна быть
- ниже входящей канализационной, между колодцами она также располагается под уклоном в 20 сантиметров;
- сооружение находится выше точки промерзания грунта – зимой страдают трубы;
- сооружение погружено в грунтовые воды – рабочие ёмкости заиливаются, нередко всплывают, инфекция попадает в почву.
Особенности монтажа системы
Выбрав место для сооружения, нужно определиться с его объемом. Обычно считается, что он должен быть равен как минимум троекратному размеру суточных стоков. Исходя из этого, рассчитывается примерная глубина сооружения. Чаще всего она равна высоте 5-7 покрышек.
Учитывая, что шины могут быть самыми разными, как от легковых машин, так и от мощной сельскохозяйственной техники, варьируется и объем конструкции.
При укладке покрышек в яму их можно скреплять друг с другом, тогда конструкция будет прочнее
Работы ведутся поэтапно:
Разметка. Берется покрышка, предназначенная для первого колодца, и укладывается на землю. По ней размечаются размеры будущего колодца. На некотором расстоянии укладывается покрышка, предназначенная для второй емкости. Она может быть большего диаметра, поскольку объем второго колодца должен быть больше. По ней так же проводится разметка. Затем выкапывается яма нужного размера под обе емкости.
Обустройство дна колодцев. Оно не должно пропускать нечистоты в грунт. Поверхность можно забетонировать или обустроить так называемую «глиняную заглушку», шириной в 20-25 см.
Подготовка шин. В каждой из покрышек при помощи электролобзика аккуратно снимается верхняя часть. После монтажа такие детали образуют колодец с более ровными стенками, что помешает нечистотам на них задерживаться.
Монтаж покрышек. Шины укладываются одна на другую. При этом для прочности соединения можно их попарно прокалывать и связывать проволокой. Каждый стык и шов тщательно промазывается герметиком. Между колодцами на высоте примерно 2/3 от дна должна быть вставлена переходная труба, под которую выпиливается отверстие. В верхней части первого колодца так же выпиливается отверстие под канализационную трубу, протянутую от дома.
Укладка трубы между колодцами. Для этих целей подойдет обычная пластмассовая канализационная труба. Так же вставляется и закрепляется внутри отверстия конструкция, подводящая стоки из дома.
Засыпка ямы. Для этих целей можно использовать песок или грунт, который был вынут при копке ямы
Производится операция осторожно, чтобы не повредить целостность сооружения. Обустройство крышки
Колодцы обязательно закрываются крышками, желательно, чтобы материал, из которого они изготовлены, не подвергался гниению
Обустройство крышки. Колодцы обязательно закрываются крышками, желательно, чтобы материал, из которого они изготовлены, не подвергался гниению.
Конструкция готова к эксплуатации.
Переливная труба между емкостями монтируется в выпиленное в покрышках отверстие
Главное достоинство такого варианта – дешевизна и простота в монтаже. Существуют, однако, и недостатки:
- Небольшое количество сточных вод, которые она может переработать.
- Довольно высокий риск заражения почвы нечистотами, поскольку сложно добиться от покрышек полной герметичности.
Также, собираясь обустроить такой септик из покрышек своими руками, нужно понимать, что сооружение относится к классу септиков-накопителей, поэтому требует откачки скопившейся жидкости.
Некоторые владельцы загородных строений предпринимают попытки обустроить полноценный трехкамерный септик из шин. Однако стоит заметить, что хотя технически это вполне возможно, покрышки – не лучший материал для подобных конструкций. Вряд ли удастся обеспечить необходимую для эффективной работы септика герметичность. Кроме того, соединенные между собой шины в результате сезонных температурных колебаний почвы могут постепенно сдвигаться, что еще больше нарушает герметичность каждой камеры. Как септик-накопитель конструкция из покрышек служит очень хорошо, позволяя пользоваться благами цивилизации даже вдали от города.
Пошаговая инструкция по изготовлению
После выбора места под канализационное сооружение из шин следует продумать, какой объем будет оптимальным. Профессионалы рекомендуют учесть, что размер резервуара должен был достаточным для принятия трехкратного количества суточных объемов жидкости.
При необходимости септик из покрышек можно забетонировать
Последовательность работ:
- Для начального резервуара используется шина, по которой необходимо отметить размеры колодца. Для второй емкости можно воспользоваться большей покрышкой, ведь второй колодец необходимо сделать больше. Далее следует выкопать яму требуемого размера.
- Дно колодца не должно пропускать нечистоты в землю. Чтобы предотвратить это, можно своими руками сделать специальную глиняную заглушку (не менее 20 см шириной) или забетонировать дно.
- С поверхности шинного материала аккуратно снимается верхняя часть, благодаря чему строение станет ровным. Далее колеса укладываются друг на друга. Чтобы конструкция была более прочной, рекомендуется попарно связать шины. На высоте 2/3 от дна между колодцами устанавливается переходная труба. А в первой покрышке делается отверстие под трубу канализации.
- Остается провести укладку и закрепление трубы, засыпать яму, не повредив целостности сооружения.
https://www.youtube.com/watch?v=4k5lg0tK4LI
Благодаря дешевизне и простоте монтажа септик из шин заслужил положительные отзывы многих хозяев. Такое сооружение станет отличным решением для дачного участка
Однако при его возведении важно правильно выполнять монтажные работы и позаботиться о хорошей дренажной системе
Нюансы для установки выгребной ямы
Перед тем, как выполнять возведение выгребной ямы необходимо определиться с местом ее расположения
Перед тем, как выполнять возведение выгребной ямы необходимо определиться с местом ее расположения. Дистанция от дома должна составлять больше 5 метров, а от забора 2 метра. Существует еще много правил, о них мы поговорим позже.
Если вы собираетесь строить септик без дна, то в данном случае, возможно, его строительство при объёме стока не больше 1 куба. В иной ситуации бактерии не смогут справиться с работой по очистки, что вызовет загрязнение грунтовых вод. К тому, же в канализационную систему могут попадать различные химические вещества, которые замедлят функционирование биологической чистки.
Для правильного монтажа нам еще понадобятся оптимальные расчеты. В этом нам поможет такая схема: на одного жильца берем в среднем полкуба воды и учитываем, что ее уровень в яме должен находиться на расстояние метра от почвенного покроя земли.
Внимание! Если не придерживаться данных норм, то можно получить серьезные проблемы из-за перелива отходов
Выбор места
Сливная яма из покрышек может использоваться в качестве локальной канализации на дачном участке
Сливная яма из покрышек может использоваться в качестве локальной канализации на дачном участке в случае соблюдения таких правил:
- Запрещено устанавливать яму из шин, если объём сточных вод превышает показатель одного куба. Если вы не учтете это, то бактерии не справятся с очисткой стоков, которые могут засорить грунтовые воды.
- Нельзя сливать в канализационную систему химические препараты и вещества, так как они снизят работу биологической очистки;
- Расстояние от дачного дома должно быть больше 5 метров, а от забора воды – 2 метра;
- В том случае, если септик без дна, то устройство должно иметь дистанцию до колодца больше 30 метров.
Совет! Изучив множественные рекомендации из литературы, видео и фото, мы сделали вывод, что лучше всего поместить яму на один метр ниже, чем колодец. Это обеспечит защиту, если случиться вытечка стоков.
Канализация в частном доме должна подключаться с септиком специальными трубами. Их диаметр обязан быть 10 см. Стоит отметить, что самыми популярным материалом трубопровода есть ПВХ и прокладываются они на глубине больше, чем 1,2 от уровня замерзания почвы земли.
Внимание! При прокладке системы, на пути не должно быть деревьев и других объектов, которые могут создавать помехи работе. В ином случае, очень сложно будет производиться ремонтный процесс
Расчет объемов
В том случае если яма строится на даче, куда вы будете приезжать раз в неделю, то ее объём должен быть 1 куб
Рассмотрим вариант расчета ямы для проживания трех людей в доме или дачи. Сегодня существует много вариаций определения данной величины, которые встречаются в научной литературе, видео и фото рекомендациях, но мы расскажем вам самый простой метод подсчета. Для этого нужно взять суточный объём одного человека – 0,5 куба и умножить на количество проживающих людей в здании – в данном случае 3. Таким образом, мы получили расчет ямы – 1,5 куба.
Важно! В том случае если яма строится на даче, куда вы будете приезжать раз в неделю, то ее объём должен быть 1 куб
Целесообразность сливного сборника из автопокрышек
Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.
Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:
- Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
- Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.
Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.
Для сооружения поглощающего колодца подойдут любые автомобильные шины, диаметр которых превышает 1 метр. Весь процесс сооружения сливной ямы из покрышек займет 1-2 дня
«Кустарное» очистное сооружение для канализации имеет ряд негативных факторов, ограничивающих его применение:
- Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
- Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
- Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
- Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% – этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
- Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.
Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.
Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.
Скопившийся ил препятствует нормальному дренажу сточных вод, поэтому сборник необходимо регулярно очищать. Процесс чистки очень трудоемок из-за неровности стенок резервуара
Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:
- объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
- уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
- выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.
Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.
Строительство очистительной конструкции из монолитного бетона
Конструкции, выполненные из монолитного бетона, отличаются долговечностью и повышенным показателем прочности.
Достоинства очистного сооружения из монолита:
- практичность;
- длительный срок эксплуатационной службы;
- доступность материалов, используемых для строительства;
- высокая степень гидроизоляции.
Схема устройства септика из бетона: А — септическая зона; В — зона анаэробного сбраживания; С — биофильтр; D — приемник-накопитель очищенных стоков; 1, 1а — металлический корпус; 2 — перепускные отверстия; 3 — перепуск между секциями; 4 — основание против всплытия; 5 — насос; 6 — труба вторичной очистки; 7 — обратный клапан; 8 — пенопласт; 9 — крышка; 10 — труба для удаления биогаза
Недостатки монолита:
- большие затраты на строительство;
- необходимость в выполнении армирующей основы;
- строительство опалубочной конструкции – обязательная процедура;
- низкий уровень пропускной способности.
Перед бетонированием дна камер на первичном этапе строительства укладывается армирующая сетка. Чтобы предотвратить коррозийное повреждение металла, следует организовать толстый слой бетона на этом участке. Минимальная толщина бетонного слоя над сеткой составляет 3 см.
Порядок изготовления септика своими руками: 1 — подготовка котлована и подвод труб; 2 — армирование; 3 — устройство опалубки; 4 — бетонирование; 5 — снятие опалубки; 6 — установка металлических уголков; 7 — укладка плоского шифера, оформление люков, цементирование, монтаж вентиляционной трубы; 8 — обустройство ревизионной шахты; 9 — гидроизоляция, утепление, засыпание землей
Выполняется строительство опалубочной конструкции и арматурное укрепление. После чего делается бетонирование стенок камер и организация перегородок между ними. На завершающем этапе перекрытия заливаются бетоном. Период сушки – около 2 недель. Рекомендуется укрывание раствора пленкой, с целью обеспечения равномерного засыхания.