Варианты труб в канаву на заезд к участку

Содержание

Материалы и необходимая техника для облагораживания заезда

Для обустройства проезжей части была создана прямоугольная выемка, огороженная бордюрами. Ее глубина достигает, как правило, 250 мм. Мелкой фракцией щебня засыпаются свободные 100 мм. Насыпанный измельченный камень хорошенько утрамбовывается и несколько раз поливается водой.

В это время нижние слои начинают проседать, потому нужно постоянно добавлять щебень до тех пор, пока не прекратиться усадка.

Тротуарная плитка и асфальтовое покрытие укладываются в оставшиеся свободные 150 мм. Необходимо отметить, что такой заезд никогда не будет проседать.

Важно сделать грамотное оформление клумбы, а также прилегающие участки траншеи. Для создания красивого вида вдоль всего заезда можно посадить цветы или газонную траву

Примерно 3 м прилегающих участков траншеи требуют укрепления склонов. Для этого высаживаются влаголюбивые растения или кустарники, имеющие разветвленные корни, например:

  • ирисы;
  • верба;
  • шиповник;
  • лианы.

Красиво смотрится живая изгородь. Когда проведено озеленение таких мест, склоны получают защиту от эрозии. Рельеф смотрится более гладким, на поверхности не скапливается талая вода.

Устройство и элементы ливневой канализации

Назначение ливневки — отвод дождевых осадков, талых вод с территории участка в дренажную систему (колодец, фильтрационное поле) или канаву за его пределами

Особенно важно отводить воду от фундамента зданий, где она разрушает отмостку и покрытие, подмывает и напитывает влагой фундамент, проникает внутрь подвальных помещений

Ливневка индивидуального дома состоит из следующих элементов:

Дождеприемники. Собранные с крыш осадки через водосточные трубы попадают на дождеприемники, представляющие собой пластиковый короб с решеткой для отсеивания крупных предметов. Внутри дождевых приемников расположен фильтр для сбора песка в виде лотка или корзины (его периодически очищают), а также имеются круглые отверстия в стенках, через которые по трубопроводу транспортируют воду к накопительному колодцу или за пределы частной территории.

Вторая разновидность дождеприемников — водосточный лоток с решеткой, расположенной на уровне участка, такая система используется для сбора воды с территорий большой площади — открытых площадок около гаражей для заезда и стоянки машин, отдельных зон на частном подворье, имеющих твердое покрытие из тротуарной плитки.

Водоотвод. Для отвода воды с подворья используют открытую систему с лотками под решетками или подземный трубопровод определенного сечения, смонтированный из различных материалов.

Канализация может быть выполнена из бетонных, полимерно-бетонных или полимерно-песчаных лотков, труб из стали, чугуна, асбеста, керамики, пластика нескольких типов (НПВХ, ПВХ, ПНД, ПП).

Смотровые колодцы. При большой протяженности подземной магистрали, изменении ее направления или соединении отдельных ветвей в одну линию, устанавливают колодцы, через которые дополнительно отслеживают режим работы центральной  линии системы или ее отдельных ветвей.

Дренажная система. Если нет возможности отвести стоки за пределы частной территории, на ней устраивают подземную дренажную зону, отправляя собранную воду в колодец без дна или на поле фильтрации. В последнем варианте на конечном участке магистрали монтируют трубный отрезок с перфорацией, для отвода стоков через его щели в землю. Еще один вариант устройства дренажа — применение напорных инфильтраторов из коробов с перфорированными прорезями, к которым подводят трубопровод.

Также возможно использование собранной воды для хозяйственных нужд.

Дождеприемники для сбора осадков

Различают два вида ливневок:

  • Открытая. Монтируется в виде полукруглых желобов, выполненных из различных материалов, которые сверху закрывают решетками. Для работы наружной системы на территории делают небольшой уклон, благодаря которому стоки со всей площади попадают через решетку в  водоотвод.
  • Закрытая. Представляет собой подземную трубопроводную линию, по которой стоки подаются в дренаж. Трубы прокладывают под уклоном, осадки попадают в них через дождеприемники.

Иногда монтируют смешанный тип канализации, при котором жидкость из наружных желобов поступает в подземный трубопровод и далее транспортируется в дренажную зону.

Критерии выбора

Чтобы выбрать дренажную трубу, нужно сравнить сильные, слабые стороны каждого материала

Важно правильно подбирать сечение. Это зависит от того, в каком регионе расположен дом

Если дожди идут часто, нужно выбирать трубки большого диаметра. Важно, чтобы вода могла беспрепятственно проходить через трубопровод, не задерживаться в нем.

Большинство людей выбирает пластиковые гофрированные трубы благодаря их большому количеству преимуществ, низкой цене. Если хозяин участка не стеснен в средствах, рекомендуется покупать стальные трубки. Они выдерживают большие нагрузки, долговечны.

Планировка грунта

Ширина заезда должна составлять более 4 м, иначе грузовой автомобиль просто не сможет проехать. С каждой стороны требуется предусмотреть по 1 м защитной зоны, которая не будет подвергаться большому эксплуатационному давлению.

В целом ширина имеющегося участка должна достигать 6 м. Это отлично сочетается с длиной труб, выпускаемых на заводе, для обустройства дренажной системы.

Во время проведения планировки решается вопрос о создании определенного профиля канавы, которая должна быть без изгибов и сужений, учитывая при этом ширину заезда. Как правило, траншея делается в виде своеобразной перевернутой трапеции с плоским дном.

Ширина углубления может находиться в диапазоне 0,4-1 м, что зависит от диаметра уложенной трубы. Чтобы исключить всасывание изделия в почву, дно траншеи выполняется в виде прямоугольного приямка глубиной около 250 мм, что необходимо для создания несжимаемой подсыпки.

Требуется постоянно проводить подрезание стенок траншеи. Накапливающимся грунтом выравниваются прилегающие участки. Когда разница между сторонами канавы будет составлять 20-30 см, процедура подгонки проводится только свежевыкопанной землей.

Если разница намного больше, верхняя часть делается из кварцевого щебня размером 30-35 мм, выдерживая толщину более 1 см.

Лишний чернозем можно использовать для ландшафтных работ.

Характеристика труб

Итак, первое, на что мы смотрим, так  это на прочностные характеристики  изделия. Заезд – это та же проезжая часть и вы не можете быть уверенны, что через  пару лет во  двор не нужно будет  загонять груженый КамАЗ и что ваша труба не сомнется под  его весом.

А вот пропускная способность является фактором второстепенным. Дело в том, что движение воды в сточных канавах, как правило, сведено к минимуму. Центрального стока у них  нет, и все рассчитано  на испарение и поглощение влаги грунтом. При таких условиях, задача трубы лишь поддерживать  сточные воды на одном уровне по обе стороны от вашей «дамбы».

Но с другой стороны, и слишком  тонкую магистраль  прокладывать нельзя. Чем  меньше  диаметр, тем  больше вероятность  заиливания, да и чистить «мышиный лаз» не слишком удобно.

Оптимальным  для большинства случаев считается диаметр в 300-700 мм, больше – не имеет смысла.

Внешние факторы

Но сложнее всего с пресловутыми внешними факторами. Сюда по-хорошему следует  отнести  и уровень  грунтовых вод, и тип  грунта, и ежемесячное количество осадков, а так  же угол уклона имеющегося спуска и много-много  всего  остального. Но  на практике вам следует  отталкиваться только  от  габаритных  размеров траншеи.

В слишком  мелкую, большую трубу  не затолкаешь, а для настоящего  «канала» и «туннель» нужно подбирать соответствующий.

Бюджет

И третьим определяющим фактором, на который не возможно не обращать внимания, при выборе труб является размер вашего же кошелька. Что  толку от  рекламы  сверх прочной цементной  трубы, если ни на ее покупку, ни на укладку попросту недостает  денег.

Выбирать всегда  нужно из доступных вариантов. Это  аксиома и никуда ты от ее выводов не денешься.

V. Проектирование земляного полотна с полным выторфовыванием

36. Метод полного выторфовывания заключается в удалении слабого грунта из основания насыпи до плотных слоев минерального дна болота с немедленным заполнением выемки качественным привозным грунтом. При этом, необходимо соблюдение условия, чтобы подошва насыпи опиралась на кровлю плотных слоев всей своей площадью.

37. При проектировании выторфовывания следует стремиться к максимальной устойчивости земляного полотна за счет создания наиболее крутых откосов выемки. Угол откосов выемки назначается по данным полевых исследований /п. 16/. Ширина дна выемки не должна быть меньше ширины земляного полотна между бровками насыпи.

В целях обеспечения качества выторфовывания отметку дна выемки следует назначать на 10 — 15 см ниже дна болота.

38. При наличии продольного или поперечного уклона дна болота более 10 % следует при механическом выторфовывании разрабатывать дно ступенями или же в случае малоустойчивых торфов производить наброску крупного камня с пониженной стороны /рис. а,б/.

При взрывном способе выторфовывания наклонное дно следует вырабатывать штрабами /рис. в/.

39. В зависимости от типа болота и объема работ выторфовывание может производиться следующими способами:

а) механическая разработка;

б) взрывы на выброс;

в) взрывание под насыпью;

г) гидравлическое выторфовывание;

д) посадка насыпи на дно болота с выдавливанием слабого грунта весом насыпи.

Примечание: Указания по технологии и организации выторфовывания различными методами см. СНиП III-Д. 5-62.

40. На болотах II и III типа земляное полотно, как правило, должно сооружаться способом выдавливания слабых слоев весом отсыпаемой насыпи. При этом должно быть также выполнено требование опирания всей подошвы насыпи на плотные слои минерального дна болота.

При наличии в верхней части болота плотных слоев торфа, последние должны быть удалены или разрыхлены механическими, взрывными или гидравлическими методами на ширину земляного полотна плюс две полосы с каждой стороны с шириной не меньшей, чем глубина болота. Если плотные слои составляют более половины глубины болота, для облегчения выдавливания следует предусмотреть устройство торфоприемников по обеим сторонам насыпи. Объем торфоприемников должен быть не меньше половины объема торфа подлежащего выдавливанию.

Минимальная высота насыпного слоя, необходимая для выдавливания слабого слоя определяется по формуле:

(7)

где:В — ширина насыпи по основанию

С — сцепление слабого слоя

Нсл— мощность выдавливаемого слоя

— объемный вес грунта насыпи.

Проектирование

Чтобы оборудовать долговечный дренажный канал, нужно знать некоторые особенности:

  1. Ширина въезда с трубопроводом, оборудованным под ним должна составлять 6 м. Этого достаточно для проезда легкового, грузового автомобиля.
  2. Дно канавы должно быть плоским.
  3. Ширина канавы — до 100 см. Показатель зависит от диаметра уложенной в нее трубки.
  4. Чтобы трубопровод со временем не уходил под землю, необходимо сделать специальное углубление под ним, в форме прямоугольника. Оно остановит процесс проседания.

Оптимальная глубина прямоугольного углубления под трубой — 25–30 см.

Траншея (Фото: Instagram / kolodec_kaluga)

Назначение ливневой канализации

Основная задача системы – вывод талой и дождевой воды с земельного участка. Ливневка обустраивается, если в местности идут частые дожди, а земельный участок расположен в низине либо на водонепроницаемом грунте. Чтобы осадки не подмывали основание дома, рекомендуется их выводить в дренаж, водосток либо водоем.

Специалисты выделяют 2 вида ливневой канализации:

  • открытый – монтаж лотка и желоба с целью отвода воды за пределы земельного участка;
  • закрытый – монтаж труб ливневой канализации в почву. В этом случае стоки попадают в систему через водосборники.

Для обустройства первой и второй конструкции применяются трубы. В первом случае они монтируются на отдельных участках, а во втором – по всей площади.

Материалы

Труба в канаву выполняется из прочного материала, устойчивого к образованию коррозии и способного выдерживать пониженные температуры:

  1. Металла – труба может иметь различные параметры длины и ширины, однако обязательно должна быть толстостенной. Срок службы металлических изделий составляет до 40 лет. Ввиду большого веса при установке потребуется привлекать грузоподъемную технику.
  2. Бетона – материал проявляет устойчивость к воздействию агрессивных сред, за счет чего обладает наибольшей популярностью. Бетонная труба в канаву долговечна и выдерживает большие нагрузки.
  3. Железобетона – подойдут для установки в любых регионах. Среди железобетонных труб популярны изделия длиной от 6 до 10 м. В зависимости от несущей способности выделяют 5 групп с различной допустимой высотой засыпки грунтом (от 2 до 10 метров). Если укладка выполняется в канаву, отдайте предпочтение трубам первой группы.
  4. Пластика – по сравнению с аналогами отличаются демократичной стоимостью, простым монтажом. Изделия устойчивы к коррозии. Процесс установки прост – труба размещается на подушке из песка с прослойкой из геотекстиля, а затем засыпается щебнем.

Технология обустройства въезда на территорию

Оборудовать въезд не сложно, если земельный участок расположен на ровной местности. Наличие возвышенностей, холмов и оврагов усложняет ситуацию. Если территория участка имеет неровную поверхность, возможны следующие варианты обустройства въезда:

  • въезд через канаву;
  • с дренажной системой;
  • заезд под уклон.

Перед обустройством дороги рекомендуется провести закладку дренажной системы. Это поможет предохранить грунт от переувлажнения и тем самым не даст дороге раскиснуть в сезон дождей.

Временный переезд через канавуИсточник naidimastera.ru

Въезд через канаву

Прежде необходимо приобрести трубу для отвода воды. В магазине можно купить металлические, бетонные и пластиковые трубы. Последний вариант предпочтительнее. Стоимость пластика невысока, к тому же он обладает малым весом, удобен в монтаже и не подвержен коррозии.

Постройка дренажа состоит из следующих шагов:

  1. В том месте, где будет въезд, необходимо вырыть канаву шириной, как минимум 2 метра, глубиной не менее одного метра.
  2. Сверху укладывают трубу. Длина трубы зависит от ширины въездной площадки, в целом она должна составлять не менее 4 метра.
  3. На дно канавы насыпают песок и щебень, смесь хорошо утрамбовывают.
  4. Конструкцию засыпают щебнем до самого верха.
  5. Чтобы внутрь полости не попал мусор, выходные отверстия закрывают решетками из арматуры.

Если вместо щебня применяется бетонный раствор, вокруг трубы ставят опалубку из армирующих стальных стержней диаметром 1,5 мм. После того, как раствор застынет, опалубку демонтируют.

Обустройство проезда через канаву с бетонной трубойИсточник savoya-land.ru

Дренажная система

Если участок расположен на возвышенности, закладывать трубу в канаву необязательно. При засушливом климате достаточно простейшей дренажной подушки.

В данном случае канава не должна быть глубокой. Достаточно глубины в 50 см. Края канавы нужно укрепить слоем щебня, камнями и бетоном. Поверх канавы кладут прочную железобетонную плиту.

Заезд под уклоном

Когда въезд на территорию расположен под уклон, нужно предусмотреть непредвиденные ситуации. Самопроизвольное движение тяжелой техники, буксировка и скольжение колес может привести к непредсказуемым последствиям. Если угол наклона большой, площадку максимально выравнивают. В данном случае целесообразно обустроить въезд по кривой траектории. Это поможет уменьшить величину перепада. Перед воротами нужно предусмотреть площадку для разворота.

Капитально обустроенный заезд на участокИсточник fermersadovod.ru

Другие варианты конструкции

Вариант с трубой самый популярный, но не всегда он самый оптимальный. Вполне может случится так, что трубу придется везти издалека, а тратить на это лишние деньги не очень хочется. Не редко где-то поблизости могут оказаться другие подходящие материалы.

В таком случае можно рассмотреть альтернативные варианты устройства переезда:

  • вариант с переездом из железобетонных плит;
  • накат из деревянного лафета толщиной 150 мм;
  • укладка бетонных блоков;
  • использование п-образных бетонных коллекторов (лотков);
  • устройство мостика.

Во всех этих случаях необходимо правильно выбрать расстояние между опорами, чтобы плита или настил не проломились под тяжелым автомобилем. При этом не стоит исключать заезд на участок грузовых машин и строительной техники.

Для протока воды будет достаточно ширины в 0,5 метра. В этом случае любая конструкция перекрытия выдержит даже автомобильный кран.

Опоры по откосам можно залить из бетона, либо установить бетонные блоки на подготовленное основание. Но как быть если расстояние между откосами канавы значительно больше.

Если глубина канавы менее 70 см, то целесообразно использовать железобетонные П-образные лотки. Они выпускаются разных размеров и с готовыми решетками, способными выдержать вес легкового автомобиля. Если планируется заезд тяжелых машин, то вместо решетки можно уложить бетонную плиту перекрытия.

Такой коллектор укладывается плоской стороной на щебень или свежий бетон. С боковых сторон засыпается щебнем, чтобы вертикальные стенки не отклонились от вертикали при нагрузке. Такой коллектор удобно чистить от отложений ила.

Вопросы и ответы

ВОПРОС: В чем отличие гофрированной одностенной трубы от двустенной? Какие ее недостатки?

ОТВЕТ: Гофра изготавливается обычно двустенной, если она не является тонкой дренажной. Благодаря этому без увеличения объема материала можно изготовить довольно прочное изделие.

Производятся, конечно, и одностенные гофротрубы, но чтобы получить аналогичную прочность, требуется намного больше сырья. Стоимость такой продукции заметно повышается.

При недостаточном количестве материала свойства трубы ухудшаются: она не способна выдержать большую нагрузку и лопается.

Кроме того, одностенное изделие для канавы может зарасти илом, а также наполниться песком. В этом случае придется постоянно заниматься промывкой.

ВОПРОС: Зачем трубе, укладываемой в канаве, высокая упругость?

ОТВЕТ: Когда на цилиндрическое изделие действует значительное давление, например, проезжает машина, оно сжимается, становится овальным и даже слегка пружинит.

При низком коэффициенте упругости такая труба не может оказывать сопротивление и распрямляться, поскольку она просто накапливает напряжение. Наступает момент, когда она ломается. Такое поведение характерно для металлических и бетонных изделий. Модуль упругости бетона равен нулю, металлические же трубы могут пружинить до тех пор, пока они новые. При давлении эта продукция трескается или ломается.

ВОПРОС: Существуют ли водопроводные пластмассовые трубы большой толщины?

ОТВЕТ: Да, такие изделия представлены в продаже. Поскольку им приходится справляться с высоким давлением водяного потока, они изготавливаются с толстой сплошной стенкой. Эта труба имеет большой вес и стоит очень дорого.

ВОПРОС: В чем разница между гофротрубой и железобетонным изделием?

ОТВЕТ: Если говорить коротко, то главными отличиями являются:

  • небольшой вес;
  • повышенная жесткость;
  • возможность реализации любой длины, но не меньше метра;
  • высокая упругость;
  • прочность;
  • защита от заиливания благодаря гладким стенкам;
  • невысокая стоимость;
  • возможность получения нужной длины при использовании соединительных герметичных муфт;
  • легкость резки, что позволяет транспортировать изделие в компактных автомобилях.

Это может показаться довольно странным, но продукция из пластика намного прочнее металлической или железобетонной трубы. Объяснение очень простое: изделие изготавливается гофрированным и двустенным. Благодаря этим характеристикам кольцевая жесткость (SN) продукции достигает 16 единиц. Для проезда тяжелого автомобиля с сыпучим грузом вполне достаточно иметь жесткость SN8.

Критерии выбора

Какому материалу отдать предпочтение, каждый для себя решает сам. Обычно определяющим фактором становится не столько материал, сколько определение сечения. Оно должно быть достаточным для беспрепятственного прохождения грунтовых и дождевых вод даже при их обильном количестве

Важно учесть меры по предупреждению засора самой трубы (особенно если ширина проезда большая). Поскольку вода несет с собой мусор и грязь, помимо труб необходимо позаботиться о решетках

Для этого можно выбрать стальные изделия.

Учитывая, что бетон разрушается, а железобетон трудоемок в монтаже, устроить насыпь проще с помощью пластиковой гофрированной трубы. Именно такой материал стоит выбрать новичку и тем, кто планирует применения особой подъемной техники. Его удобством является тот факт, что такую трубу можно отрезать самостоятельно без специальных стационарных машин. Однако для пластика нужен будет геотекстиль, который будет служить своего рода фильтром, не пропуская сор и грязь.

Если хочется купить пластиковую трубу, учитывают количество ее слоев и обязательное наличие гофрированности. Их может быть 1-2. При этом второй слой и является гофрированным. Нельзя брать для канавы трубу, созданную из вторичного сырья. Она отличается сниженными характеристиками прочности и долговечности. Не подходят для укладки гладкие трубы из пластика. При выборе трубы для водостока стоит учесть 3 правила:

  • бюджет;
  • механическую прочность;
  • размеры канавы.

Например, при выборе гофрированного изделия из пластика на ребро жесткости можно надавить: если оно не возвращается в первоначальную форму, изделие не годится для обустройства канавы. Пластик лучше иных материалов, так как он не задерживает мусор, поступающий в трубу вместе с грунтовой или дождевой водой. Однако такая система должна быть скрыта от УФ-лучей, которые могут нанести вред пластику.

Железобетон монолитен, сегодня такие трубы являются общепринятым стандартом, поэтому отличаются востребованностью. Если хочется купить такую трубу, стоит отдать предпочтение изделию с классом водонепроницаемости W6 и низкой степенью водопоглощения (не больше 6% всего веса). Минимальный класс морозостойкости должен составлять не ниже отметки F200.

Преимущества использования труб для ливневки

Для сбора воды с поверхности трубы мало пригодны – для этого используют лотки и дождеприемники. Зато для транспортировки трубы удобнее поверхностных систем. Их преимущества:

Основное преимущество – возможность проложить на некоторой глубине в любом удобном месте – поперек и вдоль дорог, тротуаров, газонов, зеленых насаждений. Прокладка открытых лотков не всегда бывает удобна, для протока большого количества воды лотки и желоба не выпускают.

Зато трубы бывают очень больших диаметров. Прокладка канав и открытых каналов в городе занимает много места и небезопасна – в них может упасть человек.

При устройстве открытых канав на частном участке опасность для домочадцев только увеличивается.

Прокладка трубопроводов намного дешевле, чем устройство бетонных каналов и канав. Это относится к отводу большого количества воды, укладке труб большого диаметра и прокладке каналов или канав.

Но если у Вас на участке есть выбор – проложить желоба с решетками или закопать на глубину 1 м трубу диаметром 100 мм, то легче, конечно проложить лоток с решеткой. К тому же поверхностную систему легче чистить.

Стыковка труб не представляет особой сложности – почти к любым трубам выпускаются всевозможные муфты, тройники, повороты и другие комплектующие.

Планировка грунта

Ширина заезда должна составлять более 4 м, иначе грузовой автомобиль просто не сможет проехать. С каждой стороны требуется предусмотреть по 1 м защитной зоны, которая не будет подвергаться большому эксплуатационному давлению.

В целом ширина имеющегося участка должна достигать 6 м. Это отлично сочетается с длиной труб, выпускаемых на заводе, для обустройства дренажной системы.

Во время проведения планировки решается вопрос о создании определенного профиля канавы, которая должна быть без изгибов и сужений, учитывая при этом ширину заезда. Как правило, траншея делается в виде своеобразной перевернутой трапеции с плоским дном.

Ширина углубления может находиться в диапазоне 0,4-1 м, что зависит от диаметра уложенной трубы. Чтобы исключить всасывание изделия в почву, дно траншеи выполняется в виде прямоугольного приямка глубиной около 250 мм, что необходимо для создания несжимаемой подсыпки.

Требуется постоянно проводить подрезание стенок траншеи. Накапливающимся грунтом выравниваются прилегающие участки. Когда разница между сторонами канавы будет составлять 20-30 см, процедура подгонки проводится только свежевыкопанной землей.

Если разница намного больше, верхняя часть делается из кварцевого щебня размером 30-35 мм, выдерживая толщину более 1 см.

Лишний чернозем можно использовать для ландшафтных работ.

Временный и упрощенный вариант переезда

Начинаются работы с подготовки основания под трубу. В начале засыпается слой щебня, фракции 40–100 мм, чтобы труба не осаживалась при воздействии на нее проезжающего автомобиля. Щебень утрамбовывается. Высота щебня от 10 до 20 см, над уровнем дна. Это необходимо, чтобы труба была выше дна и не заиливалась. Поверх щебня насыпается песок и также утрамбовывается, слоем 10 см. Песок нужен для обеспечения полного соприкосновения всего тела трубы с основанием.

Основание
должно иметь уклон по всей длине 3 см на
каждый метр в сторону стока. Такой уклон
обеспечит хороший ток воды и будет
смывать большую часть взвеси. В том
числе и при чистке трубы с помощью
аппарата высокого давления, например
Керхера.

На
подготовленное основание укладывается
труба или секции труб. Далее труба
засыпается грунтом с послойным уплотнением
трамбовкой. Общий слой насыпи над трубой,
должен быть не менее 50 см. Если это не
возможно, необходимо защитить трубу
перекрытием из бетона или ж/б плит.

На грунт укладывается дорнит или геотекстиль, чтобы щебень не перемешивался с грунтом. Последний слой в 20 см до уровня верхней отметки засыпается опять щебнем, фракции 40–100 мм. Поверх щебня небольшой слой песка, для закрепления щебня. Щебень служит для распределения нагрузки автомобиля и препятствует образованию колеи.

Торцы насыпи следует укрепить от размывания и осыпания. Их присыпаю грунтом и засевают травой. Можно использовать дорожную геосетку, что еще лучше укрепит откос.

Для
укрепления
также
можно соорудить кирпичную кладку или
залить бетонную стенку. В обоих случаях
необходимо начать с подготовки основания,
чтобы предотвратить проседание подпорных
стенок во влажный грунт.